Бешбармак. Гора бешбармак


Азербайджан. Дневник Майи...и гора Бешбармак.

Всем привет! Это снова Майя и, наконец, папа созрел, чтобы выложить первую часть моих заметочек о путешествии по зеленому Азербайджану.Так что поехали :)

Когда мы ждали такси у дома, было прохладно, но настроение у меня было хорошее.

- Ну где же Джейбарджанк? (Почему-то у мне тяжело дается правильно произнести название этой страны) - спросила я, когда мы вышли из аэропорта.- Сейчас мы сядем в машину и поедем смотреть Азербайджан - ответила мама.- А где мы будем жить? - В гостинице.Через несколько минут мы уселись в забронированную машину и поехали сначала в офис оформить документы и выяснить почему же нам дали не Pajero, как жаждал папа, а X-trail. - Ах, какие цветочки! Мама, посмотри какие красивые деревья! Зеленые!Ой, опять цветочки! Мама, смотри, … ну смотри же, какие тюльпаны! Мама, поверни голову!Ой, какие смешные человечки, хихихи (проехали мимо какой-то афиши)Так мы ехали минут 15, и я, не замолкая ни на секунду восторженно восхищалась клумбами, зеленью и цветами города Баку.

В офисе мы провели еще минут 20.А потом нас ждал забронированный отель, ни много ни мало Baku Palace, в самом центре нефтяной столицы. В отеле также не обошлось без сюрпризов – с администратором приключилась какая-то история, и он перепутал брони, номера, ключи и тд, но, предложил нам расположиться в не менее прекрасном отеле через улицу.

Все порядком проголодались, и взрослым не терпелось отведать национальные блюда под местное красное вино. Прежде чем куда-то идти, папа спрашивает рекомендации у местных: «Посоветуйте нам ресторан с аутентичной едой, недорогой, где нет туристов и питаются местные»И такой ресторан нашелся в 5 минутах ходьбы от нашего отеля

Окна ресторана выходят на пешеходную улицу, и после ужина мы не смогли удержаться от вечерней прогулки. Несмотря на позднее время, на улицах полно народу. Люди гуляют, общаются, развлекаются. В поисках улицы «Черт побъери» через старый город мы прошли к Девичьей башне, и тут меня пытался поймать жизнерадостный японец. Пока туристы из его группы внимательно слушали экскурсовода, он всячески старался подойти ко мне и запечатлеть мои глаза на фоне древних бань. Но не тут было, я же не могу стоять на одном месте. Как ни старался он поймать меня своим большим объективом, так и ушел ни с чем, широко и по-доброму улыбаясь.

- Ну что, может кальянчику? - спросил дядя Вова.- А я хочу сладенького! Улицу не нашли, как перебраться через оживленную дорогу к набережной, так и не поняли, и решили вернуться к башне, выпить чаю и покурить кальянчику. Конечно, это все для взрослых, из сладенького была только пахлава, но я сказала: «фу, не буду» и с сахаром за щекой бегала вокруг. А потом села к маме на ручки и моментально заснула.

Следующим утром заехали в магазин за едой. Папа купил мне клубничку и … киндеры, мммм.

В Старом Городе Баку очень красивые улицы, но уж очень много припаркованных машин.

И очень много старых резных дверей

Недалеко от Баку есть мистическая гора под названием Бешбармак или пять пальцев. Внешне она напоминает руку с пятью пальцами. Для местных гора считается святым местом, сюда приезжают помолиться, о чем-то попросить.

Наверх ведет узкая крутая лестница. Но это не преграда для пожилых тетей с большими попами. Несмотря на сложности, они упорно взбираются вверх, причем без обуви, в одних носках. А наверху пьют чай, молятся и делают селфи на фоне бескрайнего Каспийского моря.

У подножия горы почти под каждым деревом стоит длинный стол, и висит баран для будущего шашлыка. Так местные проводят выходные на пикнике под горой.

Мне на этой горе очень понравилось: такое все зеленое, есть, где побегать и очень красиво вокруг.

- Мама, а мы куда дальше поедем? - В горы- А где мы там будем жить? - Наверное, в гостинице.- Ура! У нас там будет гостиная!

Сегодня погода нас не сильно радовала, серое небо затянутое тучами, мелкий дождик. Но чем ближе мы были к горам, тем все интереснее становился пейзаж вокруг.

И что нам очень понравилось, что в любом месте можно остановиться на пикник – стоят столы, мангалы, беседки. И такие места встречались очень часто. В одном из таких мест мы попили чайку у речки, которая протекала сквозь скалу.

Дальше снова была дорога, и горы становились все выше, облака все ниже, а дорога все круче.

На подъезде к Ханалыгу встретился грязный водопадик.

И какая-то маленькая деревенька

В Ханалыг приехали вечером, в поисках жилья объехали весь поселок. Тишина, на улицах никого и не видно признаков какого-либо общественного жилья.

Как только папа притормозил, чтобы спросить какого-то дедушку, тут же налетели подростки, предлагая какие-то сушеные травы. По-русски никто не говорит, и по-английски с трудом, пришлось общаться жестами. Мама с папой попытались объяснить, что мы ищем место для ночевки. Тогда с помощью переводчика – другого дедушки, удалось узнать, что у одного из мальчишек есть дядя Заур и он сдает комнаты туристам.

А как же его найти? Тут уже все растерялись, потому что на объяснения слов не хватило. Пришлось сажать мальчика к нам в машину, чтобы он показал дорогу.У дома нас встретила жена Заура и маленькая дочка лет 4х – Нурай. Мы с ней сразу же подружились.

Дальше началось обсуждение стоимости. По-русски никто не говорит. Опять же жестами мы поняли, что они хотят 25 манат с каждого. Нам это показалось дорого, долго взрослые думали и обсуждали. Но хозяйка пригласила в дом на чай, мы не стали отказываться.

А тут и Заур подошел. Заур озвучил 20 манат, включая ужин и завтрак. Мы не стали отказываться, тем более, опять куда-то ехать не хотелось.

Пока родители пошли за вещами, я решила исследовать дом. В нем было очень холодно.

Пока светло мы все вместе пошли посмотреть на Хыналыг. Это очень древняя деревня, и как нам потом сказал один пастух, тут живет целая народность, у которой свой собственный язык, ни имеющий ничего общего с азербайджанским.

Я с подружкой за дастарханом

А на следующий день мы отправились гулять по горам

Продолжение следует...

shtish.livejournal.com

Мифы и Легенды Северного Кипра. Гора Пять пальцев, Бешбармак

Группа парней с шумом и хохотом входила в  деревню. Хотя шли они уже несколько часов, никто не выглядел уставшим. Все хотели поскорее добраться до ярмарки, на которой можно было увидеть много  красивых девушек. 

Деревня эта была особенной.  Над ней висело старое проклятие. Говорят, когда-то давно двое полюбили друг друга. Отец девушки разлучил влюбленных. Но девушка была беременна,  и отец, обезумев от позора, утопил ее в болоте.  С того времени ни одна девушка,  вышедшая замуж за односельчанина, ни разу не забеременела. Вот парни из других селений и приходили на ярмарку, чтобы присмотреть себе невесту.Сейчас многие хотели  увидеть девушку Айн, о  красоте которой  слагали легенды. Она была стройная, как речной тростник, из-под длинных волос, прямых и блестящих, как вода в реке драгоценными камнями сверкали синие, бездонные глаза. Когда она смеялась,  птицы замолкали, слушая ее. Говорили, что она может затмить солнце…

Сегодня их привел сюда Голбар. Он был влюблен в Айн и даже один раз сватался к ней. Но получил отказ. Про него шла дурная слава. Многие девушки, поверив его сладким речам и обещаниям жениться, оказались брошенными и  ославленными. А как же было не верить – он такой  красивый, сильный, и его отец – самый зажиточный крестьянин во всей округе. Отказ Айн взбесил Голбара, и он поспорил с друзьями, что  добьется ее, во что бы то ни стало. Они тогда сидели в таверне, и пили вино из огромных глиняных кружек. Голбар разошелся не на шутку. Выпив, он всегда начинал буянить, а тут еще отказ Айн взбесил его.

- Она будет моей!- кричал он.Прикончив жаренную на вертеле баранью ногу, он швырнул кость в горящий очаг.– Пусть только кто-нибудь попробует приблизиться к ней, с ним будет то же самое!Губы его кривились от злости, и лицо  противно лоснилось от бараньего жира.

Деревня раскинулась по берегу небольшой реки. Ярмарку как обычно устраивали на площади. Чего только на ней не было!

Арбузы  громадной зеленой горой  блестели на солнце полосатыми боками. От дынь, персиков и абрикосов  исходил такой одуряющий запах, что кружилась голова. Всевозможные яства так и манили к себе.Айн стояла за прилавком с глиняными мисками, чашками, кувшинами. Несколько недель перед ярмаркой вся семья  работала день и ночь. Отец с братьями лепил кувшины, а она расписывала их. Все краски Айн предпочитала делать сама из цветов и корней растений. Только для синей она собирала на болоте мягкие камушки и толкла их в пыль. Иногда ей помогал кузнец Дэйон. Он очень нравился Айн, и хотя она знала, что девушек в их деревне не отдают замуж за односельчан, мысли ее были только о нем.Часто приходила она в лес к болоту, где Дэйон первый раз поцеловал ее, и мечтала об их будущей семейной жизни.

Торговля шла хорошо. Покупателей привлекали не только расписные кувшины, но и красота девушки, продававшей их. Кузнец Дэйон все время стоял неподалеку от Айн и не сводил  влюбленных глаз со своей нареченной. Она тоже украдкой  бросала на него ласковые взгляды. Они и не замечали, что из-за прилавка с зеленью за ними наблюдал маленький, худой, кривоногий парень по имени Виге. Ему  очень нравилась Айн, но он был трусливым, боялся гнева Голбара и решил рассказать ему об увиденном. Он нашел его с друзьями в одном из шатров, где продавали молодое вино. Услышав новость,  Голбар вскипел.– Я сверну этому наглецу шею – у него от гнева налились кровью глаза и сжались огромные кулаки.Друзья с трудом уговорили его подождать до вечера…

Дэйон не спеша шел по тропинке в оливковой роще, ведущей к дому. Полная луна освещала округу ровным светом. Вдруг послышался шум, и из-за старых олив  вышла группа парней во главе с Голбаром. Он был пьян и  еле держался на ногах.

- Если ты еще раз приблизишься к Айн, тебе не поздоровиться,- с трудом произнес Голбар,- И отец все равно не отдаст ее за парня из своей деревни! Сделав шаг вперед, он попытался ударить Дэйона, но, промахнулся и под смех друзей растянулся в пыли, прямо у ног своего соперника.Переступив через него, Дэйон неспеша продолжил свой путь.Утром кривоногий Виге показался на пороге кузницы.– Голбар ждет тебя в лесу. Только мечи могут решить, кому будет принадлежать Айн.Если не придешь, все узнают о твоей трусости. – Никто еще не называл меня трусом, и никто в деревне не владеет мечом лучше меня. Он взял меч в ножнах и вышел из кузницы, оттолкнув плечом Виге, все еще стоявшего на пороге. Меч он выковал сам,  а ножны подарила ему Айн. Таков был обычай в тех краях: девушка преподносила любимому ножны, как символ своей невинности и желании быть с ним. Голбар сидел на трухлявом пне. Голова его  была мутной от выпитого вина, и ему хотелось просто растянуться на траве и уснуть, но  мысль о вчерашнем унижении вызывала  гнев, придавала сил, и он в нетерпении скрежетал зубами.

Когда из леса, наконец, вышел Дэйон с мечом в руке, Голбар с громким криком напал на него.Долго сражались они. Одному придавал силы гнев, другому – любовь. Воздух дрожал от звона мечей. Все живое в лесу затаилось и словно ждало конца поединка.Неожиданно на болоте  закричала выпь. Сердце Дэйона сжалось от дурного предчувствия, рука дрогнула, и меч Голбара вонзился ему в плечо. Несмотря на боль, кузнец наносил удар за ударом. Голбару все время удавалось отбиваться, но очередной удар был таким сильным, что от мечей полетели искры. Парень не удержался на ногах и, увлекая за собой противника, упал в болото.

Бой продолжался, их затягивало  все больше и больше. На руке у Голбара был тяжелый щит, от которого он так и не сумел освободиться, и очень скоро бурая жижа сомкнулась над ним с громким чавканьем.Рана давала себя знать, но Дэйон все еще мог выбраться из болота.  И вдруг он увидел перед собой нежное лицо его Айн и услышал ее голос: – Сейчас ты можешь снять проклятие своим мечом, и тогда мы сможем иметь детей.  Сделай это ради нашей любви! И вонзил кузнец меч в бесплодную трясину, как будто сам вошел во чрево любимой. И колдовство древнего проклятия было разрушено. Но от сильного удара он погрузился в болото по самые плечи, и вскоре на поверхности  застыла  только его рука, все еще сжимавшая  меч.

Со временем рука Дайона, сокрушившая зло, превратилась в гору Бешбармак, и возвышается над островом  как свидетельство силы ВЕЧНОЙ  ЛЮБВИ.

unioncyprus.com

Бешбармак

Само слово «бешбармак», как ни парадоксально, казахи считают русским. Такое название это блюдо получило от русских переселенцев, которых удивляло, что едят его просто руками. Так они его и назвали – пять пальцев, по-казахски «бешбармак». Гора Бештау в окрестностях Пятигорска – «Пятиглавая», название игры нарды – «шиш-беш», означает «шесть-пять». Слово «беш», выходит, и переводить особо не надо – пять. Пять пальцев вместо столового прибора. Это название уже вытеснило исконно казахское название «ет». Значение слова «ет» очень простое – мясо. Мясо – и все тут, ибо это практически основное казахское мясное блюдо.

А с названием «бешбармак» национально сознательные казахи теперь борются. Не так давно в Астане приказали снять вывеску «Бесбармачная» (иногда и через «с» пишут, это ближе к казахскому произношению). Вмешалось городское управление по развитию государственного языка – есть сейчас в Казахстане такая контора – и его офисы повсюду, а вот точек общепита не так уж много, и для этой бы место нашлось. Ан нет – начальник вышеупомянутого управления заявил, что русские не блюдо так называли, а самих казахов, за то что едят руками. На вопросы хозяйки заведения (этнической казашки), почему же так прозвали только казахов, а не узбеков и туркмен с такими же нюансами этикета, досточтимый начальник ответа не дал. Его дело задавать вопросы. Один начальник может задать столько вопросов, что и тысяча подчиненных… далее по тексту. Привлеченные к разбору заковыристого случая ученые сошлись на том, что слово «бешбармак», в отличие от исконного «ет», есть просторечие. Оскорбительным оно не является, но раз кому-то обидно, почему бы и не воздержаться от его употребления? Придумали же в советское время, когда об отсутствии межнациональных напрягов, оказывается, тоже кто-то думал, термин «мясо по-казахски» (чистая правда, сам во время посещения Алма-Аты, еще не ставшей Алматы, неоднократно видел в меню и даже заказывал).

Вмешаться в этот спор я не осмелюсь – не академик, не казах, даже не мореплаватель и плотник… Язык сам разберется, причем, скорее всего, канонизирует общеупотребительное просторечие, как всегда поступал, и у академиков не спросит. Так что, если соберутся переводить мою скромную работу на казахский язык, – пишите в заглавии «ет». А мы уже привыкли как-то. Не обижаются же австрийцы, когда их столицу Виин мы называем Веной, и немцы уже притерпелись, что они по-русски немцы, а страна – Германия, а не «ди дойчер» и «Дойчланд», да и независимое государство Шкиптар слова не говорит, когда его обзывают Албанией. Традиция – великая сила. Что хочет, то и делает. Назвала блюдо, которое едят пятью пальцами, «бешбармак», но не дала супу благозвучное казахское имя «биркасык» («одна ложка»), да и китайскую еду не стала именовать «еки-таяк» («две палочки»). Где же логика? Впрочем, просто оглянитесь вокруг – вам еще какая-то логика нужна?

Для начала возьмем мяса, ет – это мясо, не забывайте. Только самого свежего, полтора килограмма баранины, мяса для Казахстана типичного. На самом деле лучшее мясо для настоящего казаха – это конина, молодой двухлетний жеребеночек. Какая-то старая кляча, пущенная на бешбармак, поскольку тележку возить уже не может, для казаха – дело немыслимое. Жеребенка для забоя откармливают не меньше сезона и раскармливают до состояния самой настоящей украинской свиньи, со слоем сала на брюхе, достигающем толщины человеческой ладони. Конина – мясо деликатесное, полезное, спасающее от массы болезней. Исследования показывают, что употребление любого другого мяса способствует накоплению в организме холестерина – но не конины, та, наоборот, холестерин из организма выводит. Даже говорят, что конина служит профилактике онкологических заболеваний, но вот в Европе ее не ели столетиями. Все изменилось в один год, ибо был это год 1812-й. Армия Наполеона без продовольствия, без снабжения, бежала из России в жуткий мороз. Фельдмаршал Кутузов грозил оккупантам самым страшным, что мог придумать, – что заставит их конское мясо жрать. Для казаха эта угроза примерно так же ужасна, как, скажем, стращание бразильца билетом на футбол или запугивание русского стаканом водки с хрустящим солененьким огурчиком. А французы действительно лопали с лютого голода жестких артиллерийских лошадей, к которым гастрономически образованный казах и подойдет-то непременно с подветренной стороны. Тем не менее слопали свою кавалерию вместе с обозом практически целиком, и не только не возненавидели, а в результате во французской кухне появились деликатесы из конины. Старожилы Алма-Аты вспоминают, что еще в середине 1970-х из Алма-Аты в Париж еженедельно отправлялся самолет, полностью груженый мясными деликатесами из конины, которые потом подавались в лучших ресторанах Парижа. Кстати, в августе 2003 года в Париже открылся ресторан казахской кухни – открывал лично посол Казахстана во Франции. Открыть казахский ресторан в столице самой знаменитой кухни мира – это уже что-то значит!

Помимо восхваления прочих достоинств, казахи с гордостью говорят, что тому, кто употребляет в пищу конину, никогда не потребуется виагра. Не знаю, не проверял. Но если сами казахи считают, что конина помогает им усерднее «выбивать пыль из синего одеяла» (вот такая красивая идиома употребляется ими для описания виагропотребляющих процессов), то это уже прекрасно! Не стану спорить. Даже не упущу случая поесть конинки – заманчиво все-таки… Даже при моем твердом убеждении, что казашки настолько миловидны, опрятны, остроумны и свободны, что для достойной всяческих похвал неутомимости казахских мужчин может сыскаться и более простое объяснение. Не поэтому ли бешбармак рекомендуют есть именно вечером – чтобы реализовать ночью все возникшие после него фантазии?

Но делать нечего, конина у нас не всюду традиционна, да и встречается в продаже редко. Не беда, бешбармак из баранины в глазах казаха тоже имеет свои достоинства. Баранина – это мясо всегда свежее, хотя бы потому, что один баран – как раз один хороший бешбармак, чтобы всем гостям хватило. Казахская классическая кухня, кстати, тем и сильна, что никаких продуктов, кроме свежайших, не знает и знать не желает. В стаде скотовода-казаха всегда был дежурный баран, о котором дети знали, что если отца нету дома, а едут гости – режь именно этого барана. Не было гостей на твоем дежурстве – что ж, пасись дальше, привалили гости – не обессудь. У нас нет дежурного барана, но в Киеве есть дежурная Бессарабка, в Одессе – дежурный Привоз, а что в вашем городе – вы сами знаете лучше меня. Один из казахских рецептов бешбармака просто начинается словами «Поймайте молодого жирного барашка», но куда уж нам – достаточно поймать полтора килограмма молодой жирной баранины. Нарезали кусочками – и айда отваривать. На слабом огне, медленно, не торопясь. На 1,5 кг баранины – 2,5 л воды.

Сразу же в водичку бросаем зелень черемши, если найдете, пучок-другой, это по сезону. Если черемши нет – удвойте дозу зелени петрушки – не пучок, а два. Пряности простые, как мычание. Ложка перца черного, горошком, хороший корешок петрушки – вот, можно сказать, и все. Казахская кухня необыкновенно лапидарна и проста. Она незамысловата, но это не значит – невкусна. Более того, чувствуешь в ней некую природную естественность. Знаменитый кулинар Похлебкин объясняет это тем, что у кочевых казахов практически не было кухонной посуды, кроме больших котлов, в которых и варили бешбармак. Котлы эти не зря были большими, хороший аппетит в Казахстане в большом почете. Даже при дворах казахских ханов всегда были знаменитые спортсмены очень необычного вида спорта – обжорства. Очень часто на степных праздниках устраивали состязания, кто сколько съест. Выдающиеся едоки запросто съедали барана целиком. Народная память хранит рассказы о съедающих в одиночку жеребенка. К счастью, в казахских степях не водится слонов. Впрочем, может быть, именно поэтому и не водится? Мастерство едока – тоже великое искусство. Великий едок, по-казахски «етжемпес», знает, что мяса нужно есть гораздо больше, чем вкусной лапши, положенной к бешбармаку, и вместе с мясом непременно нужно есть жир, ибо чем больше съешь жира, тем больше сможешь съесть мяса. Современный автор пишет, что едок-новичок налегает на лапшу, третьеразрядник уже ест побольше мяса с тестом, второразрядник – мясо с жиром и немного теста, перворазрядник предпочитает вареное баранье сало, и четверо таких, как он, уговаривают барана целиком. Баран на двоих – удел мастера спорта, а заслуженный мастер спорта ради одного барана коллегу беспокоить не станет – сам управится. Все же прочее – то ли дела давно минувших дней, то ли преданья старины глубокой. Самое главное – есть побольше жира. Конский жир в этом смысле даже полезнее бараньего, поскольку не содержит большого количества холестерина.

А мы тем временем раскатаем пресное тесто: полкило муки, два яйца, полстакана воды и немножко соли. Тесто должно получиться очень крутое. А теперь раскатаем его в пласт толщиной в спичку и нарежем квадратиками примерно 5x5 см. Именно такая лапша идет в бешбармак. Отвариваем ее в бульоне, добавляем еще немного зелени – в общем, как у нас. Лапша тоже нужна, чтобы не сильно худеть. С мясом не растолстеешь. Толстый животастый казах, по мнению казахских поваров, растолстел не от того, что ест много мяса, етжемпесы – крупные, но стройные мужчины. Толстеют как раз от муки. Аккуратненько отвариваем лапшичку в этом самом бульоне. Не весь бульон пусть идет на лапшу, цвет это все-таки попортит, прозрачный бульон уже не получится. Отберем малость и в нем лапшу отварим, остальное сбережем прозрачным, ибо без бульона бешбармак есть не положено. С овощами у кочевников всегда было не ахти, а зерно они достаточно хорошо освоили – и пшеницу, и горный ячмень, и редкую в наших краях джугару. Используют его и на толокно, и на густые супы, этакое полупервое, полувторое, съел тарелку – и уже сыт. А подкисляют это варево кислым молочком – этот прием и мы в дальнейшем используем.

Все отварили – надо складывать. Хотя предварительно полезно еще и порезать на не очень большие кусочки готовое мясо, залить не очень большим количеством бульона и даже не отварить, а припустить в течение 5 минут с мелко нарезанным лучком (две луковки хватит), перцем и зеленью. Теперь готово совсем. Все очень просто, но настолько вкусно, что по-прежнему популярно у всех казахов. В том числе и у местных аналогов «новых русских» – «новых казахов», которым придумали забавное прозвище – «казановы». В контексте уже сказанного выше о пользе конины вполне логично… Впрочем, бараний бешбармак нам даже больше понравится. Как, по-моему, и говяжий неплох, а вот у казахов он считается второсортным. Не ценят они и бешбармак из козлятины (разве что кому врачи именно это мясо порекомендуют как целебное) – жир, видите ли, быстро застывает, прямо на губах, так что есть его еще можно, а вот закусывать им не так уж и приятно.

Как раскладывать – вопрос спорный. Казах выложит весь бешбармак на одно огромное блюдище для того, чтобы все с него и брали, у нас, скорее, стоит разложить по индивидуальным порциям: сначала выкладывается лапша, затем поливается жиром с верхушки бульона. Конечно, разогретым. По вкусу посыпается перцем, свежей зеленью, сверху горкой выкладывается мясо, а на мясо плеснуть немного бульона. Вот так и подается бешбармак. К бешбармаку обязательна чашка крепкого бульона, сор-пы. А в бульон стоит что-нибудь положить – будет вкусней. Например, резаные маринованные помидоры. Такой бульон – очень хорошее средство от похмелья. Можно добавить в бульон и молочные продукты, например айран, домашний кефир или простоквашу. А можно и курт, но где вы здесь его возьмете? – это великолепный продукт, соленый и, что интересно, сушеный творог. Твердые шарики, которые хранятся чуть ли не годами, и в любой момент их можно размочить и есть или грызть сухими, просто так. Добавим и мы в бульон кефирчика, получится действительно очень интересно.

Казахи говорят, что бешбармак сначала едят ушами (слушают бульканье в котле и ведут об этом разговоры, нагоняющие аппетит), потом носом (обоняют запах стоящей на столе вкуснотищи), потом руками и уж в последнюю очередь – ртом. Конечно, можно спокойно его есть при помощи вилки, как нам привычнее. Можно обойтись без ложки, припивая бульон из пиалы. Но не попробовать ли разок есть так, как едят его казахи? Руками. В этом нет ничего негигиеничного, конечно, если вы не имеете привычки ходить с грязными руками. Казахи, например, очень чистоплотны. Типичная ошибка – казахи называют это «есть по-русски», – это есть бешбармак двумя руками. Ни в коем случае! Только одной. Во-первых, потому, что казахи, хотя и не очень усердные, но мусульмане, а во-вторых, потому, что другая рука должна быть свободна для рюмки. Так что, с одной стороны, левая рука не используется для еды, потому что считается для мусульманина нечистой, а во-вторых, в левой руке можно держать рюмку водки, категорически исламом не рекомендуемой. Хотя и не запрещенной непосредственно пророком Мухаммедом уже потому, что спирт появился на нашей планете лет через сотню после встречи пророка с Аллахом, причем именно усилиями его единоверцев – арабских алхимиков. Вот такие своеобразные у казахов-едоков отношения с религией, и сейчас стол с бешбармаком без бутылки водки уже считается неприличным, что, наверное, не так уж похвально, но бешбармак другого алкоголя рядом с собой не терпит.

И напоследок. Любимая жена престарелого хана после долгих лет ожидания родила ему сына-наследника. Но случилось ужасное несчастье – только ребенка отняли от груди, он отказался есть. Какие бы ему изысканные блюда ни готовили ханские повара, он не брал в рот ни кусочка и таял на глазах. Непременно наведался бы в скором времени в ханскую юрту ангел смерти Азраил, если бы не пригласили к ребенку великого врачевателя, славу которого воспетый Ильфом и Петровым узун-кулак разнес по всей степи великой. Тот начал лечение с весьма своеобразной медицинской процедуры – потребовал, чтобы его оставили с матерью наедине. У какого-нибудь багдадского халифа на этом бы вся терапия и кончилась, началась бы хирургия, причем ампутацию головы неосторожного врача провел бы палач без всякого медицинского образования. Но у свободных степняков лекарю это сошло с рук совершенно безнаказанно – и правильно, а то бы не одна его голова полетела. Весь сбор анамнеза уложился в единственный заданный грозным голосом вопрос: «Кто отец? Отвечай, если хочешь, чтобы ребенок выжил!» Прекрасная ханша рассказала целителю всю правду. После того как стало очевидно, что старый хан малость опоздал со своей мечтой о продолжении рода, она зачала от молодого пастуха, чтобы хоть как-то порадовать супруга (разумеется, не этим своим деянием, а его результатами). «Тогда все ясно! – заявил обрадованный знахарь. – Пусть ест пищу своего отца, и все пойдет на лад. Принесите сюда бешбармак!» Перед дитем поставили блюдо этой простой еды, и – о радость! – ребенок очистил его моментально. И с тех пор рос не по дням, а по часам. Вот такая существует древняя казахская легенда.

Ингредиенты

1,5 кг баранины (мякоть), 0,5 кг муки, 2 яйца, 2 пучка петрушки, 2 корешка петрушки, 2 пучка черемши, 3 луковицы, 2 маринованных или соленых зеленых помидора, 1 стакан кефира.

Борис Бурда

Похожие страницы:

Предыдущие страницы из раздела:

odesskiy.com


Смотрите также