Плов на поминки


Меняем традиции и обряды. В Таджикистане запретят забивать скот, делать плов на поминки и обрезание не в больницах

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, пользуясь своим правом законодательной инициативы, представил на рассмотрение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан проекты законов Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», сообщает пресс-служба главы государства.

Также президент передал на рассмотрение депутатов поправки в законы «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О среднем профессиональном образовании», «О высшем профессиональном образовании и последипломном профессиональном образовании», Уголовный Кодекс Республики Таджикистан и Кодекс об административных правонарушениях.

На сайте пресс-службы президента отмечается, что представленные проекты разработаны на основе заявок и представлений жителей страны в ходе встреч, выступлений в средствах массовой информации, а также озвученных в ходе встречи по случаю 10 летия принятия Закона Республики Таджикистан « Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» 11 июля 2017 года.

Далее пресс-служба президента дает комментарий по каждому из вносимых в законы изменений.

Так, в проекте поправок в закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», "который разработан с целью совершенствования действующего закона",  предусмотрены нормы для усиления деятельности местных постоянных и общественных комиссий, их полномочий.

В проекте представлен ряд новых норм, направленных на защиту интересов населения. В их число входят украшение духовного скромного дастархана в дни праздников Рамазан и Курбан, недопущение расточительства и излишества.

В проекте предлагается новый порядок проведения обряда обрезания, согласно которому в дальнейшем он будет проводиться в кругу семьи и без услуг деятелей искусства. Обрезание будет проводиться по согласию родителей до двадцатого дня после рождения сына в соответствующих медицинских учреждениях бесплатно, согласно установленному уполномоченным государственным органом в сфере здравоохранения порядку. В этом случае изучен опыт развитых государств мира в этом направлении, предложение основывается на этом изучении, отмечается в комментарии пресс-службы.

Проведение обрядов наречения, гахворабандон (укладывание в колыбель), чиллагурезон (окончание сорокодневия после рождения ребёнка), муйсаргирон (первой стрижки ребёнка) и других обрядов, связанных с рождением ребёнка, разрешается в кругу семьи, без убоя скота и услуг деятелей искусства.

Проведение обряда акика (седьмого дня после рождения) запрещается.

Все эти меры предусматриваются с целью экономии средств родителей и предотвращения снижения уровня жизни народа. В то же время родителям и другим заменяющим их лицам даётся право открывать счета в банках за счёт сэкономленных средств на имена сыновей до достижения ими совершеннолетия, подчеркивает пресс-служба Рахмона.

Физическим и юридическим лицам, располагающим материальными возможностями, дается право проводить благотворительное обрезание мальчиков, не имеющих попечителей и из малоимущих семей с соблюдением установленного порядка и участием местных постоянных комиссий.

Изменения также внесены в статью 10 действующего Закона, регулирующей свадьбу по случаю бракосочетания, наряду с другими запрещенными обрядами, запрещается проведение обрядов ноншиканон (помолвка), модарталабон (приглашение матери), падарталбон (приглашение отца), чодарканон (снятие покрывала), муборакбоди (поздравление), рохбандон (преграждение пути).

Также в этой статье предусматривается норма, согласно которой родители жениха и невесты или заменяющие их лица по взаимному согласию вместо предсвадебного плова средства, предусмотренные на это мероприятие, могут расходовать на улучшение жизни молодожён.

"Следует отметить, что эта инициатива в некоторых районах и городах страны уже реализуется и поддерживается народом", пресс-служба президента.

Серьёзные изменения предложены в статью 11 действующего Закона, регулирующую обряды похорон и траура.

Согласно  предложениям, все обряды похорон и траура должны проводиться без убоя скота и без предложения еды, в том числе обряды «третьего дня», «сорокового дня» и «годовщины».

В других обрядах, таких как «оши сари тахта», «душанбеги», «джумаги», «хафт», «бист» и «шашмохаги» также запрещается убой скота и предоставление еды.

С целью упорядочения проведения обрядов похорон и траура порядок их проведения будет определять уполномоченный орган.  "На встречах и выступлениях населением было высказано множество предложений также по совершению обряда паломничества.

С учётом этих заявок предложено изменение в статью 12 Закона, запрещается проведение обряда «хочизиёрат».  

Кроме того, порядок поездки граждан для совершения паломничества и умра определяет правительство, при обсуждении которого будут учтены предложения граждан", сообщает пресс-служба президента.

Заметные изменения предложены в статью 14 Закона, регулирующую проведение торжеств и обрядов. В ней предусмотрено оказание услуг на договорной основе: администрация точек общепита - кафе, столовых, ресторанов и свадебных залов несут ответственность наравне с хозяевами мероприятия за количество приглашённых и время проведения свадеб и мероприятий.

Жителями страны, особенно жителями сёл, сделано много предложений относительно времени проведения свадеб и обрядов. С учётом этих предложений в статью 14 Закона предложены изменения, согласно которым свадьбы и обряды проводятся в городах в выходные дни с 8.00 до 20.00 и в рабочие дни с 18.00 до 22.00, в поселках и сёлах (в том числе в посёлках и сёлах городского подчинения) в выходные дни с 1 апреля по 31 октября с 6.00 до 22.00, с 1 ноября по 31 марта с 8.00 до 22.00 и в рабочие дни с 18.00 до 22.00. Продолжительность свадьбы и обряда устанавливается до трёх часов.

Одновременно с этим в Закон предложены новые нормы касательно повышения ответственности граждан по исполнению его установок, они обязываются оповещать уполномоченный орган о проведении свадьбы бракосочетания и траурного обряда, проводить их в рамках требований Закона.

Одновременно, физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Согласно анализу, большинство людей сходятся во мнении, что требования данного закона больше нарушают должностные лица, государственные служащие, состоятельные люди, предприниматели и духовенство, - пресс-служба президента.

С учётом этого обстоятельства в Закон предложена новая норма, согласно которой члены правительства, председатели областей, городов и районов, другие государственные лица, государственные служащие, судьи, работники органов прокуратуры, безопасности, внутренних дел, государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией, другие работники органов правопорядка, налога, таможенной и военнослужащие за нарушение ими и их детьми требований данного Закона будут освобождены от должности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Также изменения и дополнения предложены и в другие соответствующие нормативные правовые акты, усилена ответственность отдельных лиц за нарушение требований Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В частности, согласно изменениям и дополнениям, предложенным в статью 481 Кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан, усилена ответственность должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение требований законодательств Республики Таджикистан об упорядочении традиций, торжеств и обрядов, размер штрафа в отношении должностных лиц повышен от 250-270 показателей для расчётов, то есть 25-26 тысяч сомони до 700 показателей для расчетов или 35 тысяч сомони.

За совершение того же поступка индивидуальными предпринимателями, религиозными деятелями и улемами в их отношении штраф назначается в размере 700 показателей для расчётов или 35 тысяч сомони.

Предусмотрена ответственность также за грубое или повторное нарушение порядка проведения традиции, торжества и обряда, за совершение которого штраф назначается физическим лицам в размере 600 показателей для расчетов или 30 тысяч сомони, должностным лицам в размере 800 показателей для расчетов или 40 тысяч сомони и юридическим лицам в размере 1000 показателей для расчетов или 50 тысяч сомони.

Ответственность за нарушение названного Закона предложена именно для предотвращения его нарушения, - пресс-служба Эмомали Рахмона.

Наряду с названными вопросами, в предложенных проектах уделено внимание также и на другие вопросы, в том числе на усиление административной и уголовной ответственности за управление транспортными средствами в пьяном состоянии и без водительского удостоверения, за совершение преступления в этом состоянии. Как вытекает из данных, ежегодно на дорогах республики в результате транспортных аварий погибает большое количество граждан, еще больше получают различные телесные повреждения. Много зарегистрировано и случаи управления транспортных средств водителями в нетрезвом состоянии и без водительских удостоверений, совершения транспортных происшествий.

С учетом этих обстоятельств предложены изменения в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс Республики Таджикистан, которые направлены на ужесточение ответственности в этом плане.

В частности, в отдельные статьи Кодекса административных правонарушений Республики Таджикистан, в том числе в статьи 37, 42, 332, 336, 337 и 242 внесены изменения, согласно которым срок лишения особого права – права на вождение автотранспорта увеличен от двух то десяти лет и ужесточены предусмотренные наказания.

Например, если в статье 332 за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии предусмотрено наказание лишь в виде лишения права управления автотранспортом сроком на два года, то согласно новым предложениям наказание будет ужесточено и за это деяние будет назначен штраф в размере трехсот показателей для расчётов (то есть, пятнадцать тысяч сомони за то, что сел пьяным за руль) или административный арест сроком до 15 суток с лишением права управления автотранспортом сроком на пять лет.

Ужесточается также ответственность за управление автотранспортом без водительских прав (статья 331, часть 1), размер штрафа увеличивается от 3 – 5 показателей для расчётов (150 – 250 сомони) до 250 показателей для расчетов (12500 сомони).

Если в действующем Кодексе за управление автотранспортом без водительских прав и в нетрезвом состоянии был предусмотрен штраф в размере 50-70 показателей для расчётов (2500-3500 сомони), то в новом проекте предусмотрен штраф в размере 400 показателей для расчётов (то есть, двадцать тысяч сомони за вождение без прав). За повторное совершение того же деяния в течение года после назначения административного наказания лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Изменение, предложенное к статье 212 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, направлено на ужесточение наказания в отношении лиц, которые управляют автотранспортом в нетрезвом состоянии или же нарушают правила дорожного движения в нетрезвом состоянии и становятся причиной гибели людей.

В частности, за нарушение правил дорожного движения в нетрезвом состоянии, ставшее причиной смерти человека по неосторожности или же причинившее тяжкое повреждение здоровью человека, предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.

Если данное деяние становится причиной смерти более двух человек, то предусматривается наказание в виде лишения свободы от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до двадцати лет.

Также будет ужесточено наказание за управление автотранспортом без водительских прав и в нетрезвом состоянии в течение одного года после истечения срока наказания и предусматривается лишение свободы сроком до двух лет или штраф в размере от пятисот до тысячи показателей для расчётов (от 25 тысяч до 50 тысяч сомони).

Следует отметить, что действующий Кодекс до сих пор предусматривал лишь «неарестные» ( т.е. более мягкие) наказания, в том числе штраф в размере до двухсот показателей для расчётов (10 тысяч сомони). Наравне с основными наказаниями теперь предлагается норма к статье 20 Уголовного кодекса Таджикистана о лишении прав управления автотранспортом сроком до 20 лет за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Предложены изменения и в законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О среднем профессиональном образовании» и «О высшем профессиональном образовании и последипломном профессиональном образовании» относительно запрета посещения школьниками и студентами образовательных учреждений, управляя средствами механического транспорта.

В случае посещения ими образовательных учреждений управляя средствами механического транспорта, они будут отчислены из образовательных учреждений без права восстановления.

Наравне с вышеназванными нормативными правовыми актами в целях повышения ответственности госслужащих Указом Президента Республики Таджикистан будут внесены изменения в Кодекс этики государственных служащих Республики Таджикистан, согласно которым государственные служащие будут обязаны соблюдать требования Закона РТ «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и обеспечивать соблюдение этих требований со стороны своих детей.

Несоблюдение этих требований станет основой для отстранения государственного служащего от должности, комментирует пресс-служба главы государства новые поправки, которые будут вынесены на утверждение депутатов нижней палаты парламента 23 августа: в пятницу Эмомали Рахмон подписал указ о созыве внеочередной сессии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ на эту дату.

news.tj

Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено).

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки. Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине, и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола. Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила, которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.

При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол. Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников. Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола. Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами, но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом, а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать, а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок. Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.

Вот в Турции, например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва, и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки.

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, конечно, должно быть халяль, то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане.

Национальные обычаи

организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки, которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.

Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.

Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

Интересные статьи:

Захоронения по мусульманским обычаям, основные отличия

Что делать с вещами покойного?

 

ritualblog.ru

Поминальный стол у мусульман | Новосибирский Крематорий

 

 

Мусульмане поминают своих усопших в день похорон, на 7-й и 40-й день после смерти и на годовщину.

 

Традиции

 

Мужчины и женщины на поминках сидят в разных помещениях, а если невозможно организовать разные помещения, то за разными столами.

 Одевать следует в соответствии с событием. Женщины должны быть одеты в закрытые платья или кофты и длинные юбки. На голове обязателен платок. Одежда должна быть белой, либо светлых тонов. мужчины надевают костюмы сдержанных цветов, либо рубашки и брюки в светлых тонах, на голову — тюбетейку.Во время поминок принято раздавать хаер (подаяние). Его раздает каждый, кто сидит за столом, всем остальным. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. Хаером служат деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай.

 Обед проходит в полном молчании. Никакие речи и воспоминания об усопшем не приветствуются. Не приветствуется (равно как и на похоронах) плач по усопшему, поскольку, согласно словам Пророка, когда по умершему плачут близкие, он мучается.Алкогольные напитки на поминальном обеде строго запрещены.

 

После окончания обеда гости не задерживаются и быстро расходятся. Нетронутые блюда и сладости хозяева дома раздают всем собравшимся в виде гостинцев.

 

На поминки на седьмой, сороковой день и на годовщину приглашают муллу, родственников и людей, близко знавших усопшего.Как правило — это скромные чаепития со сладостями, которые символизируют сладкую загробную жизнь умершего. Во имя покойного раздают милостыню нуждающимся и совершают молитвы в мечети. Во время вторых и следующих поминок собравшиеся, в том числе и женщины, могут по желанию посещать могилу усопшего, тогда как на похоронах, по мусульманским традициям, присутствуют только мужчины.

 

Набор блюд

 

Особенность мусульманской кухни — абсолютное отсутствие свинины (запрещено Кораном).На первое на мусульманском поминальном обеде принято подавать суп с домашней лапшой.Также принято подавать плов и различные национальные сладости. Из напитков — традиционен чай.Приводим рецепты поминальных блюд из расчета на 50 гостей

 

Суп-лапша домашняяДля бульонаМясо курицы, говядина или баранина – 2,5 кгМорковь – 700 гЛук — 700 гМасло растительное – 150 гВода – 14 лСоль – 2 ст. ложки с верхомМолотый черный перец, лавровый листДля лапши:1,2 кг муки высшего сорта8 яиц1 ч. ложки солиБульон:Сварить мясо в подсоленной воде. Оделить мясо от костей и порезать небольшими кусочками. Морковь очистить, нарезать брусочками. Лук очистить, мелко нарезать. Спассеровать морковь и лук на растительном масле. Добавить в бульон мясо, пассерованные овощи и довести до кипения.Заранее приготовить лапшу:Замесить крутое тесто из муки, яиц и соли. Разделить на 12 частей. Каждую раскатать скалкой очень тонко и слегка подсушить. Нарезать из теста тонкую лапшу.Непосредственно перед приходом гостей опустить лапшу в бульон с мясом и пассероваными овощами. Довести до кипения и сразу же снять с плиты. Добавить перец и лавровый лист.

 

 

 

Плов мяснойРис — 8 кгБаранина или говядина — 6 кгРастительное масло — 2,5 лРепчатый лук — 4 кгМорковь — 4 кгЗира — 5 ст. ложекБарбарис — 5 ст. ложекПерец красный — 3 ст. ложкиПерец черный — 4 ст. ложкиПаприка — 5 ст. ложекСольЧеснок — 7 больших головок

 

Мясо нарезать крупными кусками, морковь — соломкой (вдоль корнеплода), лук — полукольцами.Разогреть в казане растительное масло и обжарить мясо до образования румяной корочки. Добавить лук, морковь и обжаривать еще минут 5-7. Добавить специи соль, воду, чтобы не покрывала зирвак (мясо-овощная смесь) и тушить минут 10. Выложить предварительно замоченный рис, залить водой, чтобы она покрывала рис примерно на 3 см. Довести до кипения на сильном огне и убавить огонь до минимального, закрыть крышкой и варить до готовности. Когда рис полностью впитает воду, аккуратно воткнуть в него головки неочищенного чеснока по периметру, накрыть крышкой, и потомить еще минут 5. Дать слегка остыть.

 

Плов ФруктовыйРис — 7 кгМорковь — 3 кгИзюм — 500 гСушеные яблоки 500 гКурага — 500 гЧернослив — 500 гЯблочный или виноградный сокРастительное масло — 1 лКорица — 2 ст. ложкиБарбарис — 3 столовые ложкиШафран — 3 ст. ложкиИмбирь — 1 ст. ложкаСольСухофрукты тщательно промыть и замочить на 1,5-2 часа. Рис замочить.Разогреть в казане растительное масло, обжарить морковь. Добавить соль и специи. Рис смешать с сухофруктами, добавить к моркови, залить соком так, чтобы он покрывал рис примерно на 3 см. Довести до кипения на сильном огне и убавить огонь до минимального, закрыть крышкой и варить до готовности. Можно подавать горячим и холодным.

 

Халва с миндалемСемечки подсолнечника очищенные — 6 кгМиндаль — 500 гМука — 3 кгСахар — 4 кгМасло подсолнечное — 2 литраВода — 2 литраСемечки подсушить в духовке. Размолоть в кофемолке. Муку подрумянить на сковороде без масла. Соединить семечки и муку. Сахар высыпать в сотейник, воду. Довести сироп до кипения и варить 10-15 минут до полного растворения сахара. Охладить. Смесь из семечек и муки залить маслом и приготовленным сиропом. Добавить миндаль. Тщательно вымесить. Выложить в форму, накрыть пленкой. Поставить в холодильник под пресс на полтора-два часа.

 ЧайКорица — 200 гЛимонные корки- 250 гСок апельсиновый 2,5 литраЧай зелёный — 200 гКардамон — 50 зеренГвоздика — 50 шт.Вода — 12,5 литров

Листовой зеленый чай залить кипяток, накрыть крышкой и оставить на 5 минут. Добавить лимонные корки, специи, сок. Настоять еще 5 минут. Процедить. Разлить по чашкам. К чаю подать листики мяты.

 

 

источник

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Читайте также

Уместны ли застолья на поминках? Православная поминальная трапеза

crematori-nsk.ru

Меняем традиции и обряды. В Таджикистане запретят забивать скот, делать плов на поминки и обрезание не в больницах

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, пользуясь своим правом законодательной инициативы, представил на рассмотрение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан проекты законов Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», сообщает пресс-служба главы государства.

Также президент передал на рассмотрение депутатов поправки в законы «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О среднем профессиональном образовании», «О высшем профессиональном образовании и последипломном профессиональном образовании», Уголовный Кодекс Республики Таджикистан и Кодекс об административных правонарушениях.

На сайте пресс-службы президента отмечается, что представленные проекты разработаны на основе заявок и представлений жителей страны в ходе встреч, выступлений в средствах массовой информации, а также озвученных в ходе встречи по случаю 10 летия принятия Закона Республики Таджикистан « Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» 11 июля 2017 года.

Далее пресс-служба президента дает комментарий по каждому из вносимых в законы изменений.

Так, в проекте поправок в закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», "который разработан с целью совершенствования действующего закона",  предусмотрены нормы для усиления деятельности местных постоянных и общественных комиссий, их полномочий.

В проекте представлен ряд новых норм, направленных на защиту интересов населения. В их число входят украшение духовного скромного дастархана в дни праздников Рамазан и Курбан, недопущение расточительства и излишества.

В проекте предлагается новый порядок проведения обряда обрезания, согласно которому в дальнейшем он будет проводиться в кругу семьи и без услуг деятелей искусства. Обрезание будет проводиться по согласию родителей до двадцатого дня после рождения сына в соответствующих медицинских учреждениях бесплатно, согласно установленному уполномоченным государственным органом в сфере здравоохранения порядку. В этом случае изучен опыт развитых государств мира в этом направлении, предложение основывается на этом изучении, отмечается в комментарии пресс-службы.

Проведение обрядов наречения, гахворабандон (укладывание в колыбель), чиллагурезон (окончание сорокодневия после рождения ребёнка), муйсаргирон (первой стрижки ребёнка) и других обрядов, связанных с рождением ребёнка, разрешается в кругу семьи, без убоя скота и услуг деятелей искусства.

Проведение обряда акика (седьмого дня после рождения) запрещается.

Все эти меры предусматриваются с целью экономии средств родителей и предотвращения снижения уровня жизни народа. В то же время родителям и другим заменяющим их лицам даётся право открывать счета в банках за счёт сэкономленных средств на имена сыновей до достижения ими совершеннолетия, подчеркивает пресс-служба Рахмона.

Физическим и юридическим лицам, располагающим материальными возможностями, дается право проводить благотворительное обрезание мальчиков, не имеющих попечителей и из малоимущих семей с соблюдением установленного порядка и участием местных постоянных комиссий.

Изменения также внесены в статью 10 действующего Закона, регулирующей свадьбу по случаю бракосочетания, наряду с другими запрещенными обрядами, запрещается проведение обрядов ноншиканон (помолвка), модарталабон (приглашение матери), падарталбон (приглашение отца), чодарканон (снятие покрывала), муборакбоди (поздравление), рохбандон (преграждение пути).

Также в этой статье предусматривается норма, согласно которой родители жениха и невесты или заменяющие их лица по взаимному согласию вместо предсвадебного плова средства, предусмотренные на это мероприятие, могут расходовать на улучшение жизни молодожён.

"Следует отметить, что эта инициатива в некоторых районах и городах страны уже реализуется и поддерживается народом", пресс-служба президента.

Серьёзные изменения предложены в статью 11 действующего Закона, регулирующую обряды похорон и траура.

Согласно этим предложениям, все обряды похороны и траура должны проводиться без убоя скота и без предложения еды, в том числе обряды «третьего дня», «сорокового дня» и «годовщины».

В других запрещенных обрядах, таких как «оши сари тахта», «душанбеги», «джумаги», «хафт», «бист» и «шашмохаги» также запрещается убой скота и представление еды.

Также с целью упорядочения проведения обрядов похороны и траура порядок их проведения определяет уполномоченный орган.

"На встречах и выступлениях населением было высказано множество предложений также по совершению обряда паломничества. С учётом этих заявок предложено изменение в статью 12 Закона, запрещается проведение обряда «хочизиёрат». Кроме того, порядок поездки граждан для совершения паломничества и умра определяет Правительство Республики Таджикистан, при обсуждении которого будут учтены предложения граждан", пресс-служба президента.

Заметные изменения предложены в статью 14 Закона, регулирующую проведение торжеств и обрядов. В ней предусмотрено оказание услуг на договорной основе: администрация точек общепита - кафе, столовых, ресторанов и свадебных залов несут ответственность наравне с хозяевами мероприятия за количество приглашённых и время проведения свадеб и мероприятий.

Жителями страны, особенно жителями сёл, сделано много предложений относительно времени проведения свадеб и обрядов. С учётом этих предложений в статью 14 Закона предложены изменения, согласно которым свадьбы и обряды проводятся в городах в выходные дни с 8.00 до 20.00 и в рабочие дни с 18.00 до 22.00, в поселках и сёлах (в том числе в посёлках и сёлах городского подчинения) в выходные дни с 1 апреля по 31 октября с 6.00 до 22.00, с 1 ноября по 31 марта с 8.00 до 22.00 и в рабочие дни с 18.00 до 22.00. Продолжительность свадьбы и обряда устанавливается до трёх часов.

Одновременно с этим в Закон предложены новые нормы касательно повышения ответственности граждан по исполнению его установок, они обязываются оповещать уполномоченный орган о проведении свадьбы бракосочетания и траурного обряда, проводить их в рамках требований Закона.

Одновременно, физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Согласно анализу, большинство людей сходятся во мнении, что требования данного закона больше нарушают должностные лица, государственные служащие, состоятельные люди, предприниматели и духовенство.

С учётом этого обстоятельства в Закон предложена новая норма, согласно которой члены правительства, председатели областей, городов и районов, другие государственные лица, государственные служащие, судьи, работники органов прокуратуры, безопасности, внутренних дел, государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией, другие работники органов правопорядка, налога, таможенной и военнослужащие за нарушение ими и их детьми требований данного Закона будут освобождены от должности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Также изменения и дополнения предложены и в другие соответствующие нормативные правовые акты, усилена ответственность отдельных лиц за нарушение требований Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В частности, согласно изменениям и дополнениям, предложенным в статью 481 Кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан, усилена ответственность должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение требований законодательств Республики Таджикистан об упорядочении традиций, торжеств и обрядов, размер штрафа в отношении должностных лиц повышен от 250-270 показателей для расчётов, то есть 25-26 тысяч сомони до 700 показателей для расчетов или 35 тысяч сомони.

За совершение того же поступка индивидуальными предпринимателями, религиозными деятелями и улемами в их отношении штраф назначается в размере 700 показателей для расчётов или 35 тысяч сомони.

Предусмотрена ответственность также за грубое или повторное нарушение порядка проведения традиции, торжества и обряда, за совершение которого штраф назначается физическим лицам в размере 600 показателей для расчетов или 30 тысяч сомони, должностным лицам в размере 800 показателей для расчетов или 40 тысяч сомони и юридическим лицам в размере 1000 показателей для расчетов или 50 тысяч сомони.

Ответственность за нарушение названного Закона предложена именно для предотвращения его нарушения, пресс-служба.

Наряду с названными вопросами, в предложенных проектах уделено внимание также и на другие вопросы, в том числе на усиление административной и уголовной ответственности за управление транспортными средствами в пьяном состоянии и без водительского удостоверения, за совершение преступления в этом состоянии. Как вытекает из данных, ежегодно на дорогах республики в результате транспортных аварий погибает большое количество граждан, еще больше получают различные телесные повреждения. Много зарегистрировано и случаи управления транспортных средств водителями в нетрезвом состоянии и без водительских удостоверений, совершения транспортных происшествий.

С учетом этих обстоятельств предложены изменения в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс Республики Таджикистан, которые направлены на ужесточение ответственности в этом плане.

В частности, в отдельные статьи Кодекса административных правонарушений Республики Таджикистан, в том числе в статьи 37, 42, 332, 336, 337 и 242 внесены изменения, согласно которым срок лишения особого права – права на вождение автотранспорта увеличен от двух то десяти лет и ужесточены предусмотренные наказания. Например, если в статье 332 за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии предусмотрено наказание лишь в виде лишения права управления автотранспортом сроком на два года, то согласно новым предложениям наказание будет ужесточено и за это деяние будет назначен штраф в размере трехсот показателей для расчётов (то есть, пятнадцать тысяч сомони за то, что сел пьяным за руль) или административный арест сроком до 15 суток с лишением права управления автотранспортом сроком на пять лет.

Ужесточается также ответственность за управление автотранспортом без водительских прав (статья 331, часть 1), размер штрафа увеличивается от 3 – 5 показателей для расчётов (150 – 250 сомони) до 250 показателей для расчетов (12500 сомони).

Если в действующем Кодексе за управление автотранспортом без водительских прав и в нетрезвом состоянии был предусмотрен штраф в размере 50-70 показателей для расчётов (2500-3500 сомони), то в новом проекте предусмотрен штраф в размере 400 показателей для расчётов (то есть, двадцать тысяч сомони за вождение без прав). За повторное совершение того же деяния в течение года после назначения административного наказания лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Изменение, предложенное к статье 212 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, направлено на ужесточение наказания в отношении лиц, которые управляют автотранспортом в нетрезвом состоянии или же нарушают правила дорожного движения в нетрезвом состоянии и становятся причиной гибели людей.

В частности, за нарушение правил дорожного движения в нетрезвом состоянии, ставшее причиной смерти человека по неосторожности или же причинившее тяжкое повреждение здоровью человека, предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.

Если данное деяние становится причиной смерти более двух человек, то предусматривается наказание в виде лишения свободы от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до двадцати лет.

Также будет ужесточено наказание за управление автотранспортом без водительских прав и в нетрезвом состоянии в течение одного года после истечения срока наказания и предусматривается лишение свободы сроком до двух лет или штраф в размере от пятисот до тысячи показателей для расчётов (от 25 тысяч до 50 тысяч сомони).

Следует отметить, что действующий Кодекс до сих пор предусматривал лишь «неарестные» ( т.е. более мягкие) наказания, в том числе штраф в размере до двухсот показателей для расчётов (10 тысяч сомони). Наравне с основными наказаниями теперь предлагается норма к статье 20 Уголовного кодекса Таджикистана о лишении прав управления автотранспортом сроком до 20 лет за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Предложены изменения и в законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О среднем профессиональном образовании» и «О высшем профессиональном образовании и последипломном профессиональном образовании» относительно запрета посещения школьниками и студентами образовательных учреждений, управляя средствами механического транспорта.

В случае посещения ими образовательных учреждений управляя средствами механического транспорта, они будут отчислены из образовательных учреждений без права восстановления.

Наравне с вышеназванными нормативными правовыми актами в целях повышения ответственности госслужащих Указом Президента Республики Таджикистан будут внесены изменения в Кодекс этики государственных служащих Республики Таджикистан, согласно которым государственные служащие будут обязаны соблюдать требования Закона РТ «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и обеспечивать соблюдение этих требований со стороны своих детей.

Несоблюдение этих требований станет основой для отстранения государственного служащего от должности, комментирует пресс-служба главы государства новые поправки, которые будут вынесены на утверждение депутатов нижней пааты парамента 23 августа: сегодня Эмомали Рахмон подписал указ о созыве внеочередной сессии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ на эту дату.

www.toptj.com

Хорошее меню для поминок на 9 дней организованных дома

Можно без проблем составить меню на 9 дней поминки дома в данном случае пройдут по всем известным правилам.

Что готовить на поминки?

После похорон принято поминать усопшего на девятый день. В данном случае приглашать гостей не нужно, так как те, кто пожелает вспомнить о нем, придут сами. Обязательно нужно разобраться, что следует готовить на поминки, так как это важное мероприятие в жизни людей, которые потеряли близкого человека. Организовать их можно на 9 день в столовой или дома.

Следует помнить, что меню не должно быть слишком богатым, так как данное событие не является праздником. На стол лучше поставить блюда домашней кухни. Самые приемлемые первые блюда — это щи и куриная лапша.

В том случае, если поминки 9 дней выпали на пост, отдайте предпочтение очень вкусной грибной лапше.

В качестве наиболее приемлемого гарнира приготовьте и пюре из картофеля или гороха, гречневую кашу. На стол поставьте голубцы, гарниры из бобов, фаршированный перец или плов. Среди горячих блюд на поминкилучше приготовить отбивные или котлеты. Можно разнообразить меню рыбными блюдами, которые давно стали идеальным вариантом для меню, приемлемого в пост.

Блюда на поминки

На поминальный стол обязательно поставьте овощные салаты. В меню должна присутствовать кутья, которую лучше приготовить из пшена или риса, куда добавляют изюм и мед. В конце трапезы на стол следует поставить стаканы с компотом или киселем. На десерт подайте блины без начинки, печенье и конфеты.

Нельзя ставить на стол алкоголь.

Рецепты наиболее доступных блюд

Как говорилось выше, на поминальном столе должна находиться кутя. Это блюдо наполняют сухофруктами, медом, цукатами и маком. В немного подсоленную и кипящую воду следует выложить горсть риса, которую необходимо промыть. Варить рис нужно полчаса. После этого в него добавляют сухофрукты. Перед тем как приготовить кутью, следует обязательно помолиться для того, чтобы наполнить душу благими мыслями.

Нужно помнить, что кутья на поминках является символом обязательного воскрешения покойного. Кроме этого, данное блюдо на столь важном мероприятии подают в начале трапезы.

Кутью следует выложить в казан, блюдо или миску.

Самое простое блюдо —это постный винегрет. Для приготовления данного блюда возьмите:

  • 400 г. свеклы;
  • 300 г. моркови;
  • 200 г. соленых огурцов;
  • 200 г. квашеной капусты;
  • растительное масло;
  • 400 г. картофеля;
  • немного соли;
  • 150 г. лука.

Свеклу, морковь и картофель нужно отварить, нарезать мелкими кубиками и перемешать. В полученную массу добавляем измельченный лук и огурцы. Квашеную капусту тщательно промываем и добавляем в будущий салат, который следует заправить подсолнечным маслом и посолить.

Есть достаточно простой рецепт куриного супа с лапшой, который на 100 % подойдет для поминального меню. Вам нужно взять:

  • 1 пучок петрушки;
  • 1 курицу;
  • 2 л. воды;
  • 2 морковки;
  • лавровый лист;
  • 300 г. домашней лапши;
  • несколько горошин душистого перца.

Курицу нужно положить в кастрюлю, залить чистой водой, добавить петрушку, лавровый лист, перец, морковь, соль. Курицу варить до готовности.

Затем ее вынимаем, а получившийся бульон процеживаем, засыпаем лапшой и доводим до кипения. Варить нужно, пока лапша не всплывет.

К столу суп подают в пиалах, куда предварительно выкладывают кусочки курицы.

Салаты для поминального мероприятия

Обязательно в меню на поминки должны присутствовать салаты. Для приготовления сытного и вкусного блюда возьмите:

  • 150 г .консервированной кукурузы;
  • 300 г. отварного куриного филе;
  • 200 г. твердого сыра;
  • 150 г. отваренной фасоли;
  • 4 соленых огурца;
  • 3 кусочка черного хлеба;
  • немного майонеза;
  • 3 зубочка чеснока;
  • пучок петрушки;
  • соль.

Хлеб нарезаем небольшими кубиками и подсушиваем на горячей сковороде. Все остальные ингредиенты также мелко нарезаем, перемешиваем, добавляем хлеб, соль, майонез.

Как говорилось выше, блюда не должны быть роскошными. Однако почему бы не предложить гостям очень вкусный салат, который будет гармонично смотреться на поминальном столе. Возьмите:

  • 10 г. растительного масла;
  • 300 г. говяжьего языка;
  • 5 г. сахара;
  • 3 г. соли;
  • 10 г. соевого соуса;
  • 5 г. чеснока;
  • немного концентрированного куриного бульона;
  • 5 г. кедровых орехов;
  • 10 г. кунжутного масла;
  • 30 г. зеленого лука;
  • яйцо.

Нужно отварить язык и нарезать его соломкой. К нему добавляем тщательно измельченный перец, лук и чеснок. Затем в полученную смесь добавляем концентрированный куриный бульон, кунжутное масло, сахар, соевый соус, уксус, растительное масло, соль. Готовый салат нужно примерно на 3 часа поставить в холодильник.

Перед подачей на стол салат украсить орехами и яйцом.

Недорогой салат на поминки можно приготовить из пекинской капусты. Возьмите 25 г. лимонного сока, половину капусты, немного зелени, 1 болгарский перец, растительное масло, 3 небольших помидора. Сначала нужно нарезать капусту, сбрызнуть ее лимонным соком и посолить. Затем ее перемешиваем с измельченными помидорами, перцем, зеленью. Всю смесь заправляют маслом.

 

 

 

Похожие статьи

propohoroni.ru

Меняем традиции и обряды. В Таджикистане запретят забивать скот, делать плов на поминки и обрезание не в больницах

И это еще не все…Запретят артистов звать на мероприятия, свадьбы играть более трех часов, похороны проводить «помпезные», одежду носить не национальную, и много чего еще.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, пользуясь своим правом законодательной инициативы, представил на рассмотрение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан проекты законов Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», сообщает пресс-служба главы государства.

Также президент передал на рассмотрение депутатов поправки в законы «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О среднем профессиональном образовании», «О высшем профессиональном образовании и последипломном профессиональном образовании», Уголовный Кодекс Республики Таджикистан и Кодекс об административных правонарушениях.

Население попросило

На сайте пресс-службы президента отмечается, что представленные проекты разработаны на основе заявок и представлений жителей страны в ходе встреч, выступлений в средствах массовой информации, а также озвученных в ходе встречи по случаю 10 летия принятия Закона Республики Таджикистан « Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» 11 июля 2017 года.

Далее пресс-служба президента дает комментарий по каждому из вносимых в законы изменений.

Так, в проекте поправок в закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», «который разработан с целью совершенствования действующего закона», предусмотрены нормы для усиления деятельности местных постоянных и общественных комиссий, их полномочий.

В проекте представлен ряд новых норм, направленных на защиту интересов населения. В их число входят украшение духовного скромного дастархана в дни праздников Рамазан и Курбан, недопущение расточительства и излишества.

Обрезание — только в больницах

В проекте предлагается новый порядок проведения обряда обрезания, согласно которому в дальнейшем он будет проводиться в кругу семьи и без услуг деятелей искусства. Обрезание будет проводиться по согласию родителей до двадцатого дня после рождения сына в соответствующих медицинских учреждениях бесплатно, согласно установленному уполномоченным государственным органом в сфере здравоохранения порядку. В этом случае изучен опыт развитых государств мира в этом направлении, предложение основывается на этом изучении, отмечается в комментарии пресс-службы.

Проведение обрядов наречения, гахворабандон (укладывание в колыбель), чиллагурезон (окончание сорокодневия после рождения ребёнка), муйсаргирон (первой стрижки ребёнка) и других обрядов, связанных с рождением ребёнка, разрешается в кругу семьи, без убоя скота и услуг деятелей искусства.

Проведение обряда акика (седьмого дня после рождения) запрещается.

Все эти меры предусматриваются с целью экономии средств родителей и предотвращения снижения уровня жизни народа. В то же время родителям и другим заменяющим их лицам даётся право открывать счета в банках за счёт сэкономленных средств на имена сыновей до достижения ими совершеннолетия, подчеркивает пресс-служба Рахмона.

Физическим и юридическим лицам, располагающим материальными возможностями, дается право проводить благотворительное обрезание мальчиков, не имеющих попечителей и из малоимущих семей с соблюдением установленного порядка и участием местных постоянных комиссий.

Свадьбы — еще скромнее

Изменения также внесены в статью 10 действующего Закона, регулирующей свадьбу по случаю бракосочетания, наряду с другими запрещенными обрядами, запрещается проведение обрядов ноншиканон (помолвка), модарталабон (приглашение матери), падарталбон (приглашение отца), чодарканон (снятие покрывала), муборакбоди (поздравление), рохбандон (преграждение пути).

Также в этой статье предусматривается норма, согласно которой родители жениха и невесты или заменяющие их лица по взаимному согласию вместо предсвадебного плова средства, предусмотренные на это мероприятие, могут расходовать на улучшение жизни молодожён.

«Следует отметить, что эта инициатива в некоторых районах и городах страны уже реализуется и поддерживается народом», пресс-служба президента.

ПОМИНКИ БЕЗ ЕДЫ

Серьёзные изменения предложены в статью 11 действующего Закона, регулирующую обряды похорон и траура.

Согласно предложениям, все обряды похорон и траура должны проводиться без убоя скота и без предложения еды, в том числе обряды «третьего дня», «сорокового дня» и «годовщины».

В других обрядах, таких как «оши сари тахта», «душанбеги», «джумаги», «хафт», «бист» и «шашмохаги» также запрещается убой скота и предоставление еды.

С целью упорядочения проведения обрядов похорон и траура порядок их проведения будет определять уполномоченный орган. «На встречах и выступлениях населением было высказано множество предложений также по совершению обряда паломничества.

С учётом этих заявок предложено изменение в статью 12 Закона, запрещается проведение обряда «хочизиёрат».

Кроме того, порядок поездки граждан для совершения паломничества и умра определяет правительство, при обсуждении которого будут учтены предложения граждан», сообщает пресс-служба президента.

Заметные изменения предложены в статью 14 Закона, регулирующую проведение торжеств и обрядов. В ней предусмотрено оказание услуг на договорной основе: администрация точек общепита — кафе, столовых, ресторанов и свадебных залов несут ответственность наравне с хозяевами мероприятия за количество приглашённых и время проведения свадеб и мероприятий.

Жителями страны, особенно жителями сёл, сделано много предложений относительно времени проведения свадеб и обрядов. С учётом этих предложений в статью 14 Закона предложены изменения, согласно которым свадьбы и обряды проводятся в городах в выходные дни с 8.00 до 20.00 и в рабочие дни с 18.00 до 22.00, в поселках и сёлах (в том числе в посёлках и сёлах городского подчинения) в выходные дни с 1 апреля по 31 октября с 6.00 до 22.00, с 1 ноября по 31 марта с 8.00 до 22.00 и в рабочие дни с 18.00 до 22.00. Продолжительность свадьбы и обряда устанавливается до трёх часов.

Нарушителей закона ждут баснословные штрафы

Одновременно с этим в Закон предложены новые нормы касательно повышения ответственности граждан по исполнению его установок, они обязываются оповещать уполномоченный орган о проведении свадьбы бракосочетания и траурного обряда, проводить их в рамках требований Закона.

Одновременно, физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Согласно анализу, большинство людей сходятся во мнении, что требования данного закона больше нарушают должностные лица, государственные служащие, состоятельные люди, предприниматели и духовенство, пресс-служба президента.

…И лишение дожностей

С учётом этого обстоятельства в Закон предложена новая норма, согласно которой члены правительства, председатели областей, городов и районов, другие государственные лица, государственные служащие, судьи, работники органов прокуратуры, безопасности, внутренних дел, государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией, другие работники органов правопорядка, налога, таможенной и военнослужащие за нарушение ими и их детьми требований данного Закона будут освобождены от должности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Также изменения и дополнения предложены и в другие соответствующие нормативные правовые акты, усилена ответственность отдельных лиц за нарушение требований Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В частности, согласно изменениям и дополнениям, предложенным в статью 481 Кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан, усилена ответственность должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение требований законодательств Республики Таджикистан об упорядочении традиций, торжеств и обрядов, размер штрафа в отношении должностных лиц повышен от 250-270 показателей для расчётов, то есть 25-26 тысяч сомони до 700 показателей для расчетов или 35 тысяч сомони.

За совершение того же поступка индивидуальными предпринимателями, религиозными деятелями и улемами в их отношении штраф назначается в размере 700 показателей для расчётов или 35 тысяч сомони.

Предусмотрена ответственность также за грубое или повторное нарушение порядка проведения традиции, торжества и обряда, за совершение которого штраф назначается физическим лицам в размере 600 показателей для расчетов или 30 тысяч сомони, должностным лицам в размере 800 показателей для расчетов или 40 тысяч сомони и юридическим лицам в размере 1000 показателей для расчетов или 50 тысяч сомони.

Ответственность за нарушение названного Закона предложена именно для предотвращения его нарушения, пресс-служба.

Пьяным за руль — 15 суток ареста, 20 лет без прав

Наряду с названными вопросами, в предложенных проектах уделено внимание также и на другие вопросы, в том числе на усиление административной и уголовной ответственности за управление транспортными средствами в пьяном состоянии и без водительского удостоверения, за совершение преступления в этом состоянии. Как вытекает из данных, ежегодно на дорогах республики в результате транспортных аварий погибает большое количество граждан, еще больше получают различные телесные повреждения. Много зарегистрировано и случаи управления транспортных средств водителями в нетрезвом состоянии и без водительских удостоверений, совершения транспортных происшествий.

С учетом этих обстоятельств предложены изменения в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс Республики Таджикистан, которые направлены на ужесточение ответственности в этом плане.

В частности, в отдельные статьи Кодекса административных правонарушений Республики Таджикистан, в том числе в статьи 37, 42, 332, 336, 337 и 242 внесены изменения, согласно которым срок лишения особого права – права на вождение автотранспорта увеличен от двух то десяти лет и ужесточены предусмотренные наказания.

Например, если в статье 332 за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии предусмотрено наказание лишь в виде лишения права управления автотранспортом сроком на два года, то согласно новым предложениям наказание будет ужесточено и за это деяние будет назначен штраф в размере трехсот показателей для расчётов (то есть, пятнадцать тысяч сомони за то, что сел пьяным за руль) или административный арест сроком до 15 суток с лишением права управления автотранспортом сроком на пять лет.

Ужесточается также ответственность за управление автотранспортом без водительских прав (статья 331, часть 1), размер штрафа увеличивается от 3 – 5 показателей для расчётов (150 – 250 сомони) до 250 показателей для расчетов (12500 сомони).

Если в действующем Кодексе за управление автотранспортом без водительских прав и в нетрезвом состоянии был предусмотрен штраф в размере 50-70 показателей для расчётов (2500-3500 сомони), то в новом проекте предусмотрен штраф в размере 400 показателей для расчётов (то есть, двадцать тысяч сомони за вождение без прав). За повторное совершение того же деяния в течение года после назначения административного наказания лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Изменение, предложенное к статье 212 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, направлено на ужесточение наказания в отношении лиц, которые управляют автотранспортом в нетрезвом состоянии или же нарушают правила дорожного движения в нетрезвом состоянии и становятся причиной гибели людей.

В частности, за нарушение правил дорожного движения в нетрезвом состоянии, ставшее причиной смерти человека по неосторожности или же причинившее тяжкое повреждение здоровью человека, предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.

Если данное деяние становится причиной смерти более двух человек, то предусматривается наказание в виде лишения свободы от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до двадцати лет.

Также будет ужесточено наказание за управление автотранспортом без водительских прав и в нетрезвом состоянии в течение одного года после истечения срока наказания и предусматривается лишение свободы сроком до двух лет или штраф в размере от пятисот до тысячи показателей для расчётов (от 25 тысяч до 50 тысяч сомони).

Следует отметить, что действующий Кодекс до сих пор предусматривал лишь «неарестные» ( т.е. более мягкие) наказания, в том числе штраф в размере до двухсот показателей для расчётов (10 тысяч сомони). Наравне с основными наказаниями теперь предлагается норма к статье 20 Уголовного кодекса Таджикистана о лишении прав управления автотранспортом сроком до 20 лет за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

На учебу — пешком

Предложены изменения и в законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О среднем профессиональном образовании» и «О высшем профессиональном образовании и последипломном профессиональном образовании» относительно запрета посещения школьниками и студентами образовательных учреждений, управляя средствами механического транспорта.

В случае посещения ими образовательных учреждений управляя средствами механического транспорта, они будут отчислены из образовательных учреждений без права восстановления.

Наравне с вышеназванными нормативными правовыми актами в целях повышения ответственности госслужащих Указом Президента Республики Таджикистан будут внесены изменения в Кодекс этики государственных служащих Республики Таджикистан, согласно которым государственные служащие будут обязаны соблюдать требования Закона РТ «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и обеспечивать соблюдение этих требований со стороны своих детей.

Несоблюдение этих требований станет основой для отстранения государственного служащего от должности, комментирует пресс-служба главы государства новые поправки, которые будут вынесены на утверждение депутатов нижней пааты парамента 23 августа: сегодня Эмомали Рахмон подписал указ о созыве внеочередной сессии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ на эту дату.

Источник — ASIA-Plus

Меняем традиции и обряды. В Таджикистане запретят забивать скот, делать плов на поминки и обрезание не в больницах was last modified: Август 12th, 2017 by Админ

www.e-tadjikistan.org


Смотрите также